Технология проектной деятельности

Проектное обучение направлено
на всестороннее упражнение ума и
развитие мышления.
П.Ф.Каптерев

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Считаю, что этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.
В настоящее время метод проектов приобрёл широкую популярность. Разра¬ботка и реализация национальных проектов: в социальной сфере, строительстве, образовании и т.д .- стали в последние годы приоритетными программа¬ми в жизни России.
Метод проектов зародился в США в 20 -е годы XX в. Один из основоположников метода У. Килпатрик считал проектом любую деятельность, выполняе¬мую «от всего сердца с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединённых в данный момент общим интересом». Метод про¬ектов — это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирова¬ния и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов.
В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выда¬юще¬гося русского педагога П. Ф. Каптерева, который считал, что проектное обу¬чение направ¬лено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. Большой вклад в развитие проектного обучения внесли П.П. Блонский, Н.К.Кру¬пская, А.С. Мака¬ренко, С.Т. Шацкий и другие.
А.С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться осново¬положником теории и практики педагогического проектирования. Воспи¬татель¬ный процесс он рассматривал как особым образом организованное «пе¬дагогиче¬ское производство». Продуманность действий, их последовательность были направлены на проектирование в человеке лучшего, формирования силь¬ной, бога¬той натуры.
Развивая идеи А.С. Макаренко, один из видных его последователей И.Ф. Коз¬лов сделал исключительно важный вывод для теории проектного обучения: «…Какова деятельность ребёнка, таково и движение вовлечённых в эту деятель¬ность его естественных сил и способностей, а каково движение и упражнение этих сил, таково их развитие, их изменение, а следовательно, таков и результат этого разви¬тия — воспитание определённых человеческих качеств, опре¬делённый тип лично¬сти, его своеобразие».
В конце 30-х годов ХХв. метод проектов в России стал считаться «непедагогическим» вследствие того, что данный метод внедрялся в школу недостаточно продуманно и последовательно, без должного учебно — методического обеспечения. И лишь в 1989г. появляется первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько.
В настоящее время возникла насущная потребность обучения проектированию. Система образования должна обеспечить человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Неслучайно в базисный учебный план вносят строчку о проектной деятельности, а в перечень параметров нового качества образо¬вания — способность проектировать.
Проектирование — особая организационно-педагогическая сфера развивающей образовательной среды. С психологической точки зрения работа над проектом является для учащихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков общения, овладения основами перспективно¬го планирования, принятия решений и осознания ответственности за их испол¬нение. В соответствии с этим в научно — практический обиход активно внедря¬ется понятие проектной деятельности.
Проектная деятельность — это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятель¬ного достижения поставленной задачи, удовлетворения познавательных потреб¬ностей, стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта. Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позво¬ляющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, при¬нести пользу и показать публично достигнутый результат.
Впервые с методом проектов я познакомилась и начала его применять в 2001 году на уроках литературы в 11 классе. Конечно, обращение к такому виду деятельности во многом определяется контингентом обучающихся. «Сильный класс» побудил меня искать новые формы обучения и воспитания. Так изучение темы «Серебряный век» русской поэзии «вылилось» в исследовательский проект, в рамках которого учащиеся самостоятельно глубоко проникали в творческую лабораторию поэтов этой поры. Презентация – защита рефератов – показала ораторское мастерство участников проекта, хорошие навыки исследовательской деятельности. Проект раскрыл творческие способности детей, а также помог развить коммуникабельность, желание помочь другим (учащиеся, не участвующие в проекте, оказали помощь в оформлении). Следует отметить, что на выпускных экзаменах ученики этого класса хорошо справились с написанием сочинения, выбирая такие непростые темы, как анализ стихотворения и анализ эпизода. Из шестнадцати выпускников шесть получили медали, а одна выпускница поступила на факультет русского языка и литературы.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, навыки работы в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения), развивают системное мышление.
В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.
В процессе работы над проектом организуется и осуществляется взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности; опора на субъектный опыт учащихся.
Каждый учащийся, работая над проектом, имеет оптимальные возможности применить уже имеющиеся у него собственный опыт и знания, проявить свою индивидуальность, способности к творчеству и исследовательской деятельности, учитывая свои интересы и склонности, уровень обученности, умение регулировать темп своей работы, осуществляя свободный выбор темы проекта, подтемы, партнёров в разработке проекта, метода исследования представления результатов, имея доступ к получению необходимой информации с помощью учителя-наставника, руководителя проекта-исследования. Возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности, связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект имеет прагматическую направленность на результат.
В своей деятельности я применяю следующие виды проектов:

  • по приоритетному виду деятельности: творческие, социальные, исследовательские;
  • по участию в разработке: индивидуальные, групповые;
  • по времени исполнения: долгосрочные, краткосрочные.

Особенный интерес у учащихся всегда вызывают проекты, посвящённые творчеству С.А.Есенина. В нашей школе изучению наследия нашего земляка уделяется большое внимание. Поездки в село Константиново, литературно-музыкальные гостиные, написание рефератов и сочинений по творчеству поэта обогащают представление учащихся о С.А.Есенине, развивают творческие способности учащихся. В 2010 году, к юбилею поэта, был разработан проект, который вышел за рамки школы и получил социальную направленность. По моей инициативе при поддержке командования в/ч 86741 и директора клуба в/ч в клубе прошёл фестиваль «Звени, есенинская Русь!», участниками которого стали ученики и учителя школы, воспитанники и воспитатели д/сада «Солнышко», офицеры и солдаты воинской части. Фестиваль проходил в нескольких номинациях: «Художественное слово», «Вокальное мастерство», «Юный иллюстратор». На сцене встретились не соперники, а друзья, объединённые волнующей поэзией С.Есенина, увлечённые его творчеством. Фестиваль имел широкий общественный резонанс. О нём писали в районной газете «Скопинский вестник». И мы не останавливаемся на достигнутом, фестиваль стал традиционным, не за горами новый юбилей поэта.
В 2010- 2011 учебном году я стала вести русский язык и литературу в 5 классе. Класс мне понравился: высокий уровень обученности, хорошая мотивация, обучение в начальной школе по системе Занкова. Именно с этими детьми технология проектной деятельности прочно вошла в мою практику. Первый проект был посвящён Великой Отечественной войне. Здесь дети имели возможность выбора: исследовать военные песни, стихи о войне, искать и систематизировать информацию о ветеранах нашей воинской части. Интересно, что большинство детей выбрали то, что ближе – «Наши ветераны», а на презентации рассказали не только об их жизни и участии в войне, но и о своей помощи этим уже пожилым людям. Таким образом, проект получил хорошую практическую направленность, что очень важно.
Интерес вызвал и следующий проект: «Поэты земли рязанской». Он позволил учащимся прикоснуться к животворящему источнику поэзии наших земляков. Я считаю это очень важным, ведь не для всех учеников нашей школы Рязанская область является местом рождения (многие из них – дети офицеров, сменили не одну школу). Изучив творчество поэтов (от великих Я.Полонского и С.Есенина до скопинского мэтра – А.Ф.Крылова), учащиеся ощутили себя частичкой щедрой на таланты рязанской земли. Интересно прошла презентация, где звучали стихи рязанских поэтов, романсы и песни.
Какие же этапы работы над проектом существуют? Как происходит эта работа?
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.
Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проекта едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как проекты, создаваемые учащимися. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключённая в ней и осознанная человеком – поиск способов решения проблемы – решение.
Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы:

Этапы работы над проектом

1.Поисковый

  • моделирование идеальной (желаемой) ситуации;
  • анализ имеющейся информации;
  • определение и анализ проблемы;
  • анализ имеющейся информации;
  • определение потребности в информации;
  • сбор и изучение информации

2.Аналитический

  • постановка цели проекта;
  • определение задач проекта;
  • определение способа разрешения проблемы;
  • анализ рисков;
  • составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
  • анализ ресурсов;
  • планирование продукта;
  • анализ имеющейся информации;
  • определение потребности в информации;
  • сбор и изучение информации

3.Практический

  • выполнение плана работ;
  • текущий контроль

4.Презентационный

  • предварительная оценка продукта;
  • планирование презентации и подготовка презентационных материалов;
  • презентация продукта

5.Контрольный

  • анализ результатов выполнения проекта;
  • оценка продукта;
  • оценка продвижения

Новые условия проектного обучения требуют реорганизации содержания и форм деятельности педагога. Обеспечение условий проектной деятельности учащихся складываются из следующих факторов:

  • помощь в определении школьниками сценарного замысла (идеи, гипотезы, модели);
  • консультирование стадий проекта: поиска информации, решений проектных задач, поощрения практического опыта непосредственной работы с материалами и опыта письменной, визуальной и устной презентации;
  • внимания к индивидуальным формам и способам аналитического и образного мышления, рассуждений и интерпретации результатов;
  • поощрения инициативы и творческого характера проектной деятельности учеников.

Работая с учениками таким образом, я поняла, что успешное педагогическое управление даёт возможность учащимся научиться самим выявлять проблемы, определять цель и пути её достижения, мотивировать свою работу, распределять и планировать деятельность.
Учитель помогает выполнить проект и консультирует детей, осуществляя функцию общего руководства, но он должен также играть роль творческого руководителя. Важно создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Таким образом, педагог участвует в творческой и проектной деятельности детей в двух функциях:

  • Становится вдохновителем, инициатором их самообразования и самореализации, генератором творческих идей; поддерживает их познавательные интересы, развитие их универсальных умений, обеспечивая индивидуальный успех и личную заинтересованность в учёбе.
  • Как профессионал – педагог широкого профиля – он строит собственную профессиональную деятельность, цель которой – найти адекватные педагогические средства, методы, способы и формы для повышения качества образования своих учеников, добиваясь не формальной успеваемости, а реальной образованности детей.

Конечно, такое понимание и принятие функций учителя приходит не вдруг, но чем активнее включены учащиеся в проектную деятельность, тем ощутимее качественное изменение отношений учитель-ученик.
Мои ученики уже хорошо знают все этапы работы над проектом, умеют выдвигать гипотезу, ставить цели, задачи, планировать свою работу, предпочитают групповые проекты информационной направленности. Особенно нравится ребятам поиск информации в Интернете, а также создание компьютерных презентаций. Здесь получают развитие творческие способности детей, их стремление быть современными во всём, соответствовать духу времени. Учитывая расположение нашего военного городка в сельской местности, я стараюсь, чтобы они не чувствовали себя в чём-то ущемлёнными, поэтому охотно провожу консультации по проекту в компьютерном классе школы, поощряю использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности. Здесь раскрываются возможности каждого: оказалось, что лучше всех работает на компьютере самый слабый ученик класса, очень далёкий от литературы и не мотивированный на учебную деятельность. Проектная деятельность помогает ему, создаёт ситуацию успеха, ведь его помощью пользуется не только весь класс, но и учитель. И именно этот ученик интересуется первым, когда мы будем делать следующий проект.
Если говорить о темах наших проектов, то я стараюсь выбирать темы, интересные детям, дающие большой простор для творчества. Мы работаем в рамках программы по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, по учебнику этого автора. Вот какие проекты у нас получились:

  • Групповой игровой проект «Рождение сказки» (5 класс)
  • Индивидуальный исследовательский проект «Страницы Великой Отечественной» (6 класс)
  • Индивидуальный информационный проект «Поэты земли рязанской» (6 класс)
  • Индивидуальный творческий проект «Подросток в мире литературы» (6 класс)
  • Групповой творческий проект «Киносценарий – что это?» (7 класс)
  • Групповой информационный проект «По следам «Левши» (7 класс)
  • Групповой информационный проект «Люди Древней Руси» (8 класс)
  • Индивидуальный творческий проект «Моя школа» (8 класс)
  • Групповой информационный проект «Энциклопедия «Песни про купца Калашникова» (8 класс)
  • Групповой творческий проект «Петербург Достоевского» (10 класс)
  • Индивидуальный исследовательский проект «Струны “серебряного века”» (11 класс).

Наши проекты часто проходят с привлечением других учебных дисциплин: истории, МХК, музыки. Например, при подготовке проекта по сказу «Левша» группа «Историки» изучала историческую основу произведения, собирала информацию о русских царях, действующих в сказе.
Следует отметить, что в соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков, поэтому организовываю проектную деятельность преимущественно в групповых формах. При этом стараюсь не лишать ученика возможности выбора индивидуальной формы работы.
Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Презентация результатов проектирования проходит в разнообразных формах: читательская конференция, защита рефератов, литературно-музыкальная гостиная, выпуск газеты, показ компьютерной презентации. На эти мероприятия мы приглашаем учащихся других классов, учителей, родителей. Ведь участникам проекта очень важно дать возможность публично заявить о себе и своей работе, получить подтверждение в развитии личностных качеств и проектной компетентности.
Занимаясь с учащимися проектной деятельностью, всегда помню, что главный результат этой работы – формирование и воспитание личности, владеющей проектной технологией на уровне компетентности. Хочется отметить, что в нашей школе метод проектов широко используется как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Учителя начальных классов, математики, химии и биологии, английского языка успешно применяют технологию проектной деятельности в обучении, а классные руководители – в воспитании учащихся. Это не значит, что метод проектов заменяет все другие традиционные методики и инновационные технологии. Он ничего не отменяет, тем не менее, имеет ряд преимуществ.
Преимущества проектной технологии:

  • даёт возможность организовать учебную деятельность детей, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
  • успешно интегрируется в образовательный процесс;
  • легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
  • гуманистический подход, который обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
  • проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
  • позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

  • личностно — ориентировано;
  • использует множество дидактических подходов;
  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Я считаю, что у проектной технологии очень большие возможности в современной школе. Проектная деятельность позволяет мне формировать ключевые компетентности учащихся, а также совершенствовать своё педагогическое мастерство.

Приложение 1.
Список литературы.

  1. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. Организация проектной деятельности в школе – Волгоград: Учитель,2009.
  2. Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность — С.П.: Каро, 2008.
  3. Никишина И.В.Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Литература 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Дендебер С., Ключникова О. Проектная деятельность как способ актуализации знаний. / Сельская школа, 2008,№5.
  6. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся. / Завуч, 2007, №8.
  7. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. /Директор школы, 1998, №3.
  8. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. / Директор школы, 1998, №4.
  9. Метод проектов в начальной школе. Составитель Т.А.Падун. ГОУ ДПО «РИРО», Рязань, 2008.
  10. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003.
  11. Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001.
  12. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. /Москва: Просвещение, 2012.

Добавить комментарий