Чернышевский Н.Г.

Здравствуйте, уважаемые учащиеся!

Для подготовки к  уроку посмотрите видеолекцию о творчестве Н.Г. Чернышевского.

Ответьте  на вопросы:

  1. Кратко охарактеризуйте общественно-политическую жизнь России 60-х годов.
  2. Что было характерно для «новых людей» в литературе и в жизни 60-х годов?
  3. Каков жанр романа Чернышевского «Что делать?»
  4. Какие факты биографии Чернышевского вас заинтересовали?
  5. В чём особенность сюжета романа?
  6. Что можно сказать о его художественной ценности?
  7. Почему образ Базарова более живой, чем «новые люди» Чернышевского?
  8. В чём смысл теории разумного эгоизма Чернышевского? Выскажите своё отношение к ней.
  9. «Особенный человек» Рахметов. Краткая характеристика.
  10. Почему роман «Что делать?» — утопия?

Для ответов на вопросы можно использовать дополнительный материал.

Дополнительный материал.

 

«Утопия» (от др.-греч. οὐ «не» и τόπος «место»; по другой версии: ου — «благо» и τοπος — «место», то есть «благословенное место» — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

 

«Теория разумного эгоизма» Чернышевского.

 

Чернышевский считал, что человек не может быть счастлив «сам с собой». Только в общении с людьми может он быть действительно свободен. «Счастье двух» всецело зависит от жизни очень многих. И именно с этой точки зрения исключительный интерес представляет этическая теория Чернышевского.

Одинокого счастья нет, счастье одного человека зависит от счастья других людей, от общего благосостояния общества. В одной из работ Чернышевский так сформулировал свое представление о нравственно-общественном идеале современного человека: «Положителен только тот, кто хочет быть вполне человеком, заботясь о собственном благосостоянии, любит и других людей (потому что одинокого счастья нет), отказываясь от мечтаний, несообразных с законами природы, не отказывается от полезной деятельности, находя многое действительно прекрасным, не отрицая также, что многое другое в ней дурно, и стремиться, при помощи благоприятных человеку сил и обстоятельств, бороться против того, что неблагоприятно человеческому счастью. Положительным человеком в истинном смысле может быть только человек любящий и благородный». 

Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле. «Искать счастья в эгоизме — ненатурально, и участь эгоиста нимало не завидна: он урод, а быть уродом неудобно и неприятно»,- пишет он в «Очерках гоголевского периода русской литературы». «Разумные эгоисты» из романа «Что делать?» свою «выгоду», свое представление о счастье не отделяют от счастья других людей. Лопухов освобождает Верочку от домашнего гнета и принудительного брака, а когда убеждается, что она любит Кирсанова, то «сходит со сцены» (впоследствии по поводу своего поступка он напишет: «Какое высокое наслаждение чувствовать себя поступающим как благородный человек…).
Итак, «разумный эгоизм» героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, своекорыстием, индивидуализмом. Чернышевский, предлагая новое этическое учение, опирается на философский материализм. В центре его внимания – человек. Выдвигая на первый план права человека, его «выгоду», «расчет», он тем самым призывал отказаться от разрушающего стяжательства, накопительства во имя достижения «природного» счастья человека, в каких бы неблагоприятных жизненных обстоятельствах он не находился. Думаю, что «теория разумного эгоизма», о которой писал Чернышевский в XIX веке, применима и к нашему времени, ведь истории свойственно повторение.

 

Добавить комментарий